Критика чистого разума
Исследовательская методология и выводы
В «Критике чистого разума» Иммануил Кант использует трансцендентальную методологию, чтобы исследовать условия возможности человеческого познания. Он разделяет знания на априорные (независимые от опыта) и апостериорные (зависящие от опыта), а также на аналитические (истинные по определению) и синтетические (расширяющие знания). Кант утверждает, что существует синтетическое априорное знание, которое возможно благодаря структурам разума и категориям, таким как пространство и время. Основные выводы Канта включают утверждение, что наше познание ограничено феноменами (явлениями), в то время как ноумены (вещи-в-себе) остаются непознаваемыми. Он также вводит понятие трансцендентальной апперцепции, утверждая, что единство сознания является необходимым условием для опыта. Кант приходит к выводу, что метафизика как наука возможна только в пределах критики разума, и что разум должен сам себя ограничивать, чтобы избежать иллюзий и противоречий.